Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Недостатки франчайзинга для франчайзера

28.08.2017

Продажа франшизы подразумевает не только получение преимуществ франчайзером, но и имеет свои недостатки. Рассмотрим 6 основных недостатков:

Разработка франчайзингового предложения и всей сопроводительной документации работы по франшизе требует значительных финансовых вложений и трудозатрат, ситуация может сложиться таким образом, что франчайзер не сможет сразу найти покупателей франшизы, отвечающих требованиям, которым необходимо соответствовать, чтобы приобрести франшизу (финансовым, психологическим и т.п.), и, как следствие, существует вероятность того, что вложенные затраты не окупятся.

Негативное влияние поведения недобросовестных покупателей франшизы на имидж франчайзинговой системы в целом. Так как все предприятия, как корпоративной, так и франчайзированной сети, воспринимаются конечными покупателями как идентичные, и он не видит между ними разницы, то обман или продажа некачественных товаров на предприятии франчайзи ассоциируется у покупателя с некачественной работой всех предприятий в сети. Соответственно, ухудшается репутация на рынке.

Выход из франчайзинговой сети успешно работающих франчайзи, которые приносили прибыль франчайзеру. Также существует вероятность того, что вышедшие из договора предприниматели приобретут франшизу конкурента или же откроют собственное предприятие, при организации деятельности которого они будут использовать знания, опыт и технологию работы правообладателя.

Утечка информации, составляющей коммерческую тайну. Чем больше лиц обладают конфиденциальной информацией, тем больше вероятность, что она станет доступна конкурентам. Существуют примеры как в российской, так и в зарубежной практике, когда пользователи франшизы сознательно или без злого умысла становились виновниками утечки информации.

Несоблюдение стандартов работы пользователями франшизы приводит к тому, что происходит размытие в восприятии бизнес-формата предприятий франчайзинговой системы. Неважно, хуже или лучше работают сотрудники франчайзи, в любом случае это может негативно сказаться на франшизе. К примеру, если франчайзи, работающий в формате дискаунтера, будет предлагать более высокий уровень сервиса, чем на других предприятиях сети, то будет возникать конкуренция между предприятиями, входящими в торговую сеть, а клиенты будут ожидать более высокого уровня обслуживания на всех предприятиях, работающих под данным брендом, соответственно, будет наблюдаться разрыв в ожиданиях клиентов и реальном уровне сервиса, что неблагоприятно скажется на лояльности покупателей.

Нарушение договорных обязательств пользователями франшизы. Нередки случаи, когда пользователи нарушают условия договора, к примеру:

  • не выплачивают роялти (регулярные платежи) или утаивают часть прибыли от франчайзера и таким образом осуществляют платежи в меньшем объеме, чем это предусмотрено договором;
  • не выполняют условий договора в части покупки товара только у франчайзера или у тех организаций, которые определены соглашением между субъектами франчайзинговой системы;
  • нарушают условия разработанной ценовой и маркетинговой политики. 

О преимуществах франчайзера при продаже франшизы читайте здесь

О преимуществах франчайзи при покупке франшизы читайте здесь

О недостатках франчайзинга для франчайзи читайте здесь